Домой / Космос / Планета Сатурн

Планета Сатурн

Эта загадочная планета является второй по размерам в Солнечной системе, уступая лишь Юпитеру. Здесь средняя температура на поверхности составляет минус 180°C, а скорость ветров достигает местами 1 800 км/ч. Сатурн имеет более 150 спутников и самую захватывающую систему колец.

Сегодня посмотрим с автоматической межпланетной станции Кассини, которая предназначена для исследования планеты Сатурн, его колец и спутников.

Планета Сатурн

1. Сатурн, его кольца и наша Земля. До неё отсюда 1.5 миллиарда километров. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Сатурн, его кольца и наша Земля

2. Космический аппарат Кассини сделал уникальный снимок, на котором мы можем увидеть систему колец гиганта, приполярный вихрь и загадочный шестигранный шторм. Снимок был сделан на расстоянии порядка 2 200 000 км от объекта, разрешение снимка составляет 131 км на пиксель.

Гигантский шестиугольник на северном полюсе Сатурна, который мог бы вместить 4 Земли, до сих пор является для нас загадкой. Впервые он был обнаружен учеными в 1980-х годах. Каждая из сторон шестигранника имеет длину порядка 13 900 км, а период его вращения — 10 часов 39 минут. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Гигантский шестиугольник на северном полюсе Сатурна

3. Чудовищный ураган, охватывающий северный полюс Сатурна. На снимке виден глаз урагана диаметром около 2000 км. Тонкие и яркие облака на внешней границе урагана, движутся со скоростью 150 м/с. Основное отличие сатурнианского урагана от земных двойников – гигантские размеры и поразительно высокая скорость вращения. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Чудовищный ураган, охватывающий северный полюс Сатурна

4. Совсем свежий снимок. Ослепительные кольца Сатурна с ледяными обломками, 30 января 2017.

В 1921 году разнесся слух о том, что Сатурн лишился своих колец, а их частицы летят в том числе и на Землю. Ожидаемое событие настолько взбудоражило умы людей, что публиковались расчёты, когда на Землю упадут частицы колец. Слух появился из-за того, что кольца попросту повернулись ребром к земным наблюдателям, а так как они очень тонкие, то в приборы того времени их было невозможно разглядеть. Люди поняли «исчезновение колец» в прямом смысле, что и породило слух. (Фото NASA | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Ослепительные кольца Сатурна с ледяными обломками

5. Редкая фотография трех спутников Сатурна одновременно. Самый большой из трех — Тетис (1062 км в поперечнике). Второй по размеру здесь — Гиперион — естественный спутник Сатурн (270 км в поперечнике). Плотность Гипериона настолько мала, что он, вероятно, состоит на 60 % из обычного водяного льда с небольшой примесью камней и металлов, а основную часть его внутреннего объёма (до 40 процентов или даже больше) составляют пустоты. Крошечный Прометей (86 км в поперечнике) — луна, которого называют «пастухом» кольца F. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Редкая фотография трех спутников Сатурна одновременно

6. Энцелад — шестой по величине спутник Сатурна. Он состоит в основном из водяного льда и имеет почти белую поверхность с рекордной в Солнечной системе чистотой и отражательной способностью. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Энцелад — шестой по величине спутник Сатурна

7. Станция Cassini нашла на спутнике Сатурна Энцеладе снеговик, который формируют три кратера. Снимки получены 14 октября 2015 года, когда аппарат находился на расстоянии 1839 километров от поверхности. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Станция Cassini нашла на спутнике Сатурна снеговик

8. Поверхность ледяной луны Сатурна Энцелада. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Северный полюс ледяной луны Сатурна Энцелада

9. В 2014 году были опубликованы результаты исследований, согласно которым на Энцеладе существует подповерхностный океан. В основу этого вывода легли измерения гравитационного поля спутника, сделанные во время трех близких (менее 500 км над поверхностью) пролетов «Кассини» над Энцеладом в 2010—2012 годах. Полученные данные позволили ученым достаточно уверенно утверждать, что под южным полюсом спутника залегает океан жидкой воды. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

10. Два спутника Сатурна — Диона (рядом) и Энцелад (дальше). Диона состоит преимущественно из водяного льда со значительной примесью каменных пород во внутренних слоях. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Два спутника Сатурна - Диона (рядом) и Энцелад (дальше)

11. Гигантская луна Титан. Крупнейший спутник Сатурна, второй по величине спутник в Солнечной системе (после спутника Юпитера Ганимеда), является единственным, кроме Земли, телом в Солнечной системе, для которого доказано стабильное существование жидкости на поверхности, и единственным спутником планеты, обладающим плотной атмосферой.

Давление у поверхности примерно в 1,5 раза превышает давление земной атмосферы. Температура у поверхности — минус 170—180 °C. Прохладно. Диаметр Титана — 5152 км, это на 50 % больше, чем у Луны, при этом Титан на 80 % превосходит спутник Земли по массе. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Гигантская луна Титан

12. Спутник Мимас во всей красе. Имея размер около 400 километров, является двадцатым по величине спутником в Солнечной системе, а также самым маленьким известным космическим телом, которое имеет округлую форму из-за собственной гравитации. (Фото Nasa | JPL-Caltech | Space Science Institute):

Спутник Мимас во всей красе