Домой / Космос / Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики был открыт 10 апреля 1981 года к 20-летию полета Юрия Гагарина космос. Он расположен в цокольной части монумента «Покорителям космоса» — уникального памятника Москвы на аллее Космонавтов.

Раньше это был небольшой музейчик с несколькими макетами спутников. А теперь это интереснейший музей космонавтики с площадью экспозиции более 4 300 кв.м.

Фотографии и текст Antonio

Первые собаки-космонавты, Белка…

И Стрелка:

Мемориальный музей космонавтики

Это они самые. Они прожили счастливую жизнь и умерли своей смертью, а после из них сделали чучела.

Первый искусственный спутник Земли. Скорее всего, это не он, а один из экземпляров, первый сгорел в плотных слоях атмосферы давным-давно:

Мемориальный музей космонавтики

В общем, в зале, который нас встречает после входа, расположены всяческие спутники и межпланетные станции:

Мемориальный музей космонавтики

Восток, на котором Гагарин летал в космос. Вот так выглядел салон. Там мало места и тесно, сложно захватить весь салон через маленький иллюминатор:

Мемориальный музей космонавтики

Представьте себе, это сейчас уже все отлажено и проверено, а тогда посадили Гагарина в тесный, закупоренный, уютный, шарообразный ‘гробик’, закрепленный на верхушке начиненной топливом ракеты. Это, учитывая, что из пяти беспилотных стартов до этого только два прошли успешно.

Глобус Луны:

Мемориальный музей космонавтики

Луна-16 — автоматическая станция для изучения Луны. Такая станция запускалась, для того чтобы доставить на землю образцы лунного грунта:

Мемориальный музей космонавтики

Вы только представьте себе, сколько усилий, времени и сил ученых, чтобы достать с луны вот ЭТО. Это образцы лунного грунта:

Мемориальный музей космонавтики

Спускаемый аппарат межпланетной станции Марс-3. Эта штуковина — первое что плюхнулось на Марс из созданного людьми:

Мемориальный музей космонавтики

Метеориты в мемориальном музее космонавтики в отличие от планетария можно трогать всем:

Мемориальный музей космонавтики

Скафандр «Кречет» для выхода в открытый космос и работы космонавтов на поверхности луны. На Луне поработать нашим так и не представилась возможность, насколько вы знаете:

Мемориальный музей космонавтики

А это скафандр Майкла Коллинза. Это тот, который в составе экспедиции Аполлон-11 пилотировал командный модуль на орбите Луны, когда Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны, если кто-то не в курсе:

Мемориальный музей космонавтики

Это, что бы вы думали? Спутник ГЛОНАСС:

Мемориальный музей космонавтики

Ну да ладно, хватит уже о неживом космосе говорить. Самое интересное — это полеты людей в космос и их жизнь там. Пойдем ближе к этой теме.

Это ИЛ-76 (точнее его макет) оборудованный для тренировок космонавтов работе в невесомости. Самолет набирает высоту, а потом переходит в свободное падение, в котором и возникает состояние невесомости. Несколько минут свободного падения, и самолет опять набирает высоту:

Мемориальный музей космонавтики

Такая вот инсталляция на тему стыковки в космосе Союза-4 и Союза-5. Тогда из одного корабля в другой можно было перейти только через открытый космос:

Мемориальный музей космонавтики

Это спускаемый модуль космического корабля «Союз». В этом модуле космонавты находятся, когда летят в космос, в нем же возвращаются на землю. Модуль рассчитан на полет трех космонавтов:

Мемориальный музей космонавтики

Кресло космонавта. Изготавливается под каждого космонавта индивидуально:

Мемориальный музей космонавтики

Бытовой отсек. Как вы могли заметить, в модуле, в котором космонавты стартуют, довольно тесно, а до стыковки с МКС корабль выравнивается и выходит на орбиту больше суток. Дискомфортно сидеть так в скрюченном состоянии. Это время космонавты тусуются в более просторном бытовом отсеке:

Мемориальный музей космонавтики

Спасательный скафандр «Сокол-К». Скафандр нужен космонавту на случай разгерметизации корабля:

Мемориальный музей космонавтики

Очень интересным экспонатом в музее является модуль Звезда. В этом модуле наши космонавты, живут, едят, работают, спят. В этот модуль можно зайти. Станционный сортир:

Мемориальный музей космонавтики

Вообще для космонавтов все делается персонально для каждого. Костюмы шьются по форме, ложементы делаются персонально, даже трусы и носки делают под каждого космонавта персонально. Поэтому безымянных вещей у космонавтов нет. Любая одежда была сшита для кого-то специально.

Мемориальный музей космонавтики

Профилактический нагрузочный костюм «Пингвин-3». Костюм сделан так чтобы нагружать мышцы космонавта и не дать им атрофироваться вследствие длительного пребывания в невесомости:

Тренировочно-нагрузочный костюм ТНК-1:

Мемориальный музей космонавтики

Система водоснабжения «Колос-5Д». Питьевая вода, консервированная ионным серебром. Серебряная вода у космонавтов, в общем:

Мемориальный музей космонавтики

Консервации в ассортименте и электронагреватель. В нем разогревают консервированные продукты в тюбиках и банках:

Холодильник:

Набор командировочного:

Мемориальный музей космонавтики

Шлюзовой отсек для выхода космонавтов в открытый космос:

Мемориальный музей космонавтики

Вообще космонавты на МКС не потусоваться летают, а проводят множество экспериментов, результаты которых ложатся в основу планируемых межпланетных полетов. Например, в каждой экспедиции космонавты выращивают какие-нибудь растения.

Установка «Трапеция» для исследования роста и развития тканей растений:

Мемориальный музей космонавтики

На торце спускаемого модуля куча инструкций из серии «помоги космонавту выбраться»:

Мемориальный музей космонавтики