Экскурсия на завод КБ Туполев
За 80 лет существования авиационно конструкторского бюро КБ Туполев было разработано более 300 различных типов летательных аппаратов. Около 40 проектов строились в серийном производстве и было сделано более 18 000 самолетов.
Сегодня погуляем по цехам предприятия, названного в честь одного из самых крупнейших авиационных конструкторов XX века — Андрея Николаевича Туполева. Атмосферное место!
Фотографии saoirse-2010
Неофициально в цех попасть было непросто. И удалось это сделать только через вверх. На фотографии виден служебный ходок под куполом крыши:
Внутренняя часть цеха разделена перегородками на три части, а шум капающей воды с потолка после дождя надежно маскировал наши шаги.
Дойдя до самого конца цеха и бесшумно спустившись, первым, что мы увидели в свете фонарей был авиационный двигатель:
КБ Туполев проектировал и производил не только всем известные самолеты. Вот, например, аэросани-амфибия АС-2 — внедорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и груза по снегу, льду или воде. При движении по ровной снежной поверхности АС-2 развивают скорость до 90 км/ч, по спокойной воде — до 50 км/ч.
Пульт управления стендом по калибровке закрылок. На бумажке написано: «Не включать»:
Авиадвигатель компании «Rolls — Royce»:
Фрагмент кабины и части фюзеляжа ТУ-204. На его базе будет сделан тренажер аварийно-спасательной подготовки летного персонала:
Всем наверно понятно, что отказать себе в соблазне залезть в кабину я не смог. Увы, кабина еще видимо не закончена:
За фюзеляжем находилась такая штука. Визуально похоже на барокамеру, но я в этом не уверен:
Механизм управления закрылками:
Переходим к стенду для испытания шасси самолетов:
Самое большое шасси в стенде. Сделано оно из дерева:
Когда ходишь в темноте по большому цеху, можно не заметить много всего интересного. И мы чуть не пропустили кабину самолета. Немного расстроившись, найденной до этого кабине, я радостно полез в свеженайденную в надежде посидеть за настоящим штурвалом:
С первого взгляда я не заметил подвоха, но потом потрогав кнопки я опять разочаровался. Кабина эта — хорошо выполненный макет из дерева. Приборы — наклеенные картинки, кнопочки и рычажки — все сплошь из дерева. Исключением были только кресла.
Даже ноутбук был сделан из кровных родственников Буратино:
С учетом того, что КБ Туполев еще к середине 2011 года должен был создать целый комплекс учебно-тренировочных средств, для подготовки летчиков к эксплуатации ТУ-204СМ, был шанс найти нормальную кабину. И в третий раз повезло. Вот она. Конечно, это учебный тренажер, но явно уже не деревянный макет:
Макет авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя. Такие двигатели ставят на ТУ-334.
Оставшаяся часть цеха уже была не разделена сплошной перегородкой и в ней дежурил охранник. Сложилось впечатление, что эта часть уже нерабочая. Везде лежит сломанное оборудование.
Какая-то электро-лучевая установка ЭЛУ-24-8. Она габаритная, имеет три яруса и уже не работает.
Сразу могу предупредить, что я с легкостью могу ошибиться в названиях и своих предположениях, о том или ином устройстве.
Больше ничего интересного в цеху не оказалось и мы выдвинулись к выходу.
Здорово. Понравилась кабина пилотов.
На переоборудование производства нет денег?
Или они есть, вот только зачем их тратить на
людей, если они и так…профи, – те немногие,
из числа оставшихся?! В Китае все равно больше
таких человеческих ресурсов, и пусть они и не
очень то и соображают, не имея какого-то навыка,
образования, но численностью возмут – это их путь.
Да и надо ли что-то переоборудовать и устанавливать
более точные и удобные (в плане универсальности или,
наоборот, специализированности) приборы и инструменты,
если мы (Россия) и так нормально проживем, занимаясь
продажей энергетических ресурсов, «выращивая» поколения
людей, которые, в силу такого отношения, идут либо в
«манагеры» какие-нибудь, где больше платят, либо работают
на отъ…сь, то есть по принципу: сказали – сделал, нет, ну
и не надо. Такое вот отношение воспитывается в людях. И те,
которым не все равно, они конечно же трудятся, компенсируя
своим талантом и умом недостаток (это я мягко сказал)
производственных ресурсов и….делая папье-маше, пусть
исскусно, но для того, хотя бы, чтобы не так бросалось в глаза
общее запустение….Ведь, даже, ноут могли бы простенький поставить
– вместо деревяшки. Но, дело не в том, что могут украсть, а в том,
что работает «теория разбитых окон», где уже личная заинтересованность
в сохранении (не говоря уже о развитии) – ничто, в сравнении с
общей картиной деградации. Грустно.
Обычная макетная мастерская, которую не развивают….