Крупнейший научно-исследовательский центр авиации на Востоке России
Добро пожаловать в крупнейший научно-исследовательский центр авиации на Востоке России — СибНИА им. Чаплыгина. Здесь испытывают авиационную и космическую технику, разрабатывают, и модернизируют лёгкие самолёты, а также занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями. Масштабно и интересно.
Рассказ будет интересен тем, кому небезразлична тема российской авиации.
Фотографии и текст Вадима Махорова
Бюст основателя СибНИА Сергея Алексеевича Чаплыгина на территории института. Является историческим памятником (мемориалом) республиканского значения, внесённым в государственный реестр:
Институт, как самостоятельная организация, создан сразу после войны в июле 1946 года. В России за Уралом СибНИА из Новосибирска — единственный в своём роде, ничего подобного больше на этой территории нет. В европейской части страны, в городе Жуковском под Москвой с 1918 года работает ЦАГИ.
Это аэродинамическая труба Т-203. В аэродинамических трубах проводят исследования по отработке внешней формы летательного аппарата:
Мне разрешили сфотографировать процесс установки в рабочей части трубы модели лёгкого самолёта-амфибии с белыми ниточками, наклеенными на крылья для визуализации обтекания потоком воздуха:
Вообще, аэродинамики внесли значительный вклад в развитие отечественной авиации. Они провели исследования и участвовали в создании аэродинамической компоновки самолётов различных типов, в том числе всемирно известного истребителя Су-27, а также одних из лучших в мире спортивных акробатических самолётов семейства Су-26.
Это стенд ресурсных испытаний пассажирского самолёта «Sukhoi SuperJet-100». Исследуется прочность авиационных конструкций:
Самолёт «Sukhoi SuperJet-100» разработан ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» для замены советских машин типа Ту-134.
Этот экземпляр самолета прибыл в научно-исследовательский центр 3 ноября 2008 года. Задача специалистов СибНИА — воспроизвести в лабораторных условиях все возможные факторы, которые будут действовать на подобный самолёт в течение всего срока его реальной эксплуатации. То есть заставить самолёт прожить в ускоренном темпе свою нелёгкую лётную жизнь (в данном случае — более 40 000 лётных часов), не отрываясь от земли, «принеся себя в жертву» ради безопасности пассажиров и экипажей его собратьев, которые с 21 апреля 2011 года (даты начала эксплуатации) провели в небе уже достаточно много времени.
Металлический короб, который сильно портит эстетику снимка, защищает окружающих от поражения фрагментами конструкции самолёта и стенда при возможном взрывном разрушении фюзеляжа во время испытаний на герметичность с имитацией перепадов давления во время набора самолётом высоты:
Для того, чтобы мы чувствовали себя комфортно в качестве пассажиров самолёта, летящего на любой высоте, в салоне поддерживается давление, близкое к нормальному атмосферному. Следовательно, фюзеляж на большой высоте в разреженном воздухе представляет собой как бы надутый шарик, готовый при появлении повреждения в любой момент лопнуть.
Так выглядит, без лишних деталей, конструкция пассажирского салона. Можно рассмотреть входную дверь в салон, значительно отличающуюся по конструкции от двери нашей, например, квартиры 🙂 Она обязательно должна открываться наружу по правилам безопасности:
Испытания механизмов крыла самолета. Специальные гидроцилиндры, управляемые компьютерами, воспроизводят эксплуатационные нагрузки на самолёт:
Для того чтобы понять, какие напряжения испытывает тот или иной агрегат самолета, его обклеивают тензодатчиками — маленькими плоскими элементами, преобразующими собственную деформацию в изменение электрического сигнала. В результате ясно видна общая картина напряжений во всех зонах, в частности, крыла:
Стенд ресурсных испытаний самолета состоит из множества систем:
Автоматизированная система управления стендом «Sukhoi SuperJet-100»:
Корпус-стенд № 6 — крупнейший в стране зал статических и ресурсных испытаний авиационных конструкций. Его масштабы поражают: размеры — 120 ? 86 ? 25 метров. Здесь одновременно могут проходить испытания 10–12 самолётов:
Познакомимся поближе с обитателями зала испытаний. Начнем с учебно-боевого истребителя Су-27УБ:
А это вид Су-27УБ от кабины пилота в сторону хвостового оперения. Крылья завешаны рычaжкой и потому не видны.
Да, это нагромождение металлических профилей называется звучным словом «рычaжка». Никакого хаоса здесь нет — всё рассчитано и расположено точно по месту для воспроизведения эксплуатационных нагрузок.
Представляете, каково эту прелесть монтировать?
Другой обитатель зала испытаний — многоцелевой истребитель Су-27СМ — результат проведённой глубокой модернизации известного на весь мир истребителя Су-27.
Хвостовая часть Су-27СМ и элементы системы, воспроизводящей тягу двигателей:
В тёмном углу статзала находится палубный истребитель Су-33. Он никогда не поднимался в настоящее небо, а несёт крест своей судьбы в зале испытаний СибНИА ради продления жизни своих собратьев и безопасности их пилотов. Вид сверху:
Этот, спрятавшийся в грудах металлических конструкций симпатичный «утёнок» — ни кто иной, как грозный фронтовой бомбардировщик Су-34:
По этому каналу воздух поступает в двигатель Су-34. Двигатель отсутствует, поэтому «виден свет в конце канала»:
А вот и Су-30МК (модернизированный коммерческий), «как на ладони». Эти самолеты предназначенны для поставок на экспорт и имеют многочисленные модификации, «заточенные» под требования национальных ВВС различных государств:
Су-30МК, вид сзади:
Изящество железной птицы:
Су-80ГП — один из немногих представителей гражданских машин ОКБ Сухого. Это многоцелевой грузопассажирский двухбалочный триплан:
Вид на зал испытаний сверху:
Сферическая панорама:
Следующий испытательный корпус научно-исследовательского центра авиации СибНИА, под номером 30. В СибНИА его называют «тридцатка». Размеры гиганта: 100 ? 70 ? 30 метров. Слева располагается летающая лаборатория Як-40:
В глубине этого корпуса находится громадный стенд ресурсных испытаний самолёта-заправщика Ил-78:
Огромные ворота корпуса № 30 служат для ввоза поступивших на испытания «изделий»:
Переместимся в следующий корпус — № 4Б.
Шасси самолётов испытывают колоссальные нагрузки при посадке, особенно если она проходит нештатно. На этом стенде проходят динамические испытания основной стойки шасси самолета Ту-204СМ:
Ресурсные испытания фронтового бомбардировщика Су-34:
На этом экскурсия по уникальному научно-исследовательскому центру авиации СибНИА подошла к концу.