Выставка советских художников о войне
Так получилось, что на выставку я попал случайно. Просто был приглашён на круглый стол, посвящённый развитию туризма в Таганроге. Мероприятие проходило в местном музее изобразительных искусств, и я представить себе не мог, какая буря эмоций ожидает меня.
Так получилось, что в музее действует выставка советских художников о войне. И я, уже поднимаясь по лестнице, был буквально загипнотизирован первым же полотном…
Фотографии и текст oskanov
В атмосфере ликования и празднования победы три девушки с грустными глазами. Сколько пройденных фронтовых дорог, сколько потерь читается в их глазах… Какая невыразимая печаль. Война свела этих девчат вместе. Теперь она позади. И впереди у них долгая дорога. У каждой своя. Но пережитое крепкой незримой нитью связывает их… на всю оставшуюся жизнь.
Верхний кадр — «На всю оставшуюся жизнь». В.М. Харламов. 1985
Небо очистившееся от туч и взрывов зенитных батарей. Ранее утро. Или мне кажется, что это ранее утро. Спят усталые солдаты. Отдыхают после боя раненные. И девушка из медсанбата дежурит и контуженых ребят. В минуту редкой передышки она смотрит в даль, и быть может мечтает о днях, когда закончится война… и глаза её полнятся надеждой.
«Надежда». О.И. Бувалко. 1970
Две висящие порознь картины. Она они как-то сразу легли мне в общий ряд. Поэтому я не сильно удивился, когда подойдя поближе увидел, что автор у них один.
Конечно, дома, в тылу, почту получали всегда с тревогой. Ведь никогда точно не знали, что за вести в маленьком треугольнике скромного солдатского письма. Но и на фронт тоже приходили тревожные письма. Где-то немцы подошли близко к родному городу, где-то мать сообщала о без вести пропавшем брате… Да мало ли тревог было в те времена?
«Тревожное письмо» (фрагмент). М.А. Сычев. 1981
Схожий сюжет. Но здесь лейтмотив уже не тревога, а скорбь. Весна пришла. Время расцвета и новой жизни. Но женщина с полевым цветком в руках скорбит о ком-то… Быть может, она возвращается в фронта после победы, и снова попала в места боёв, где потеряла боевую подругу. Мне так почему-то кажется…
«Весна» (фрагмент). М.А. Сычев. 1981
Возвращение с войны, пожалуй, ещё со времён «Одиссеи», самый трогательный и животрепещущий сюжет на все века и все времена.
«В освобождённом Новгороде». Ю.С. Подлясский. 1985
Вот почему так часто советские художники возвращались к этой теме, описывая на своих полотнах войну. Возвращение – главный мотив войны. Самый желанный для всех её участников.
«Вернулись» . В.И. Рейхет. 1967
Но не всегда возвращение – праздник. Для миллионов наших земляков это возвращение было горьким и полным потерь.
«Вернулся в родные края». Е.К. Горохова. 1958
Дети оставшиеся без родителей. Одни посреди бушующей вокруг войны. Родители, потерявшие своих детей. Ужасная трагедия, и я даже не могу себя заставить представить, как моя пятилетняя дочь могла бы остаться среди руин и холода. Одна.
«Об этом забывать нельзя». П.Ю. Яценко. 1957
Очень сильно растрогала картина «Обелиск». Такая понятная. Такая контрастная. Такие живые мёртвые. И такая умершая изнутри скорбящая мать. Потрясающая картина, от которой неожиданно подкатил ком к горлу… Ребята, такие же как я и вы. Отдали свои жизни за нас и наше будущее. Ничем не выразить им благодарность. И ничем не измерить.
«Обелиск». Бувалко И.И. 1972
Страшная, уродливая война. Как хочется надеяться, что память людская окажется долгой, и ничего подобного никогда не повторится… Простите за мой неловкий пафос. Но трудно сохранить безмятежность, когда смотришь на такие картины и сопереживаешь их героям, понимая, что каждый сюжет и каждая слезинка были настоящими, умноженными на миллионы раз…
Мира нам всем. Спите спокойно, наши славные предки.
«Мой гость». Портрет героя СССР Морозова. Н.Н. Ливада. 1983
Также смотрите: