«Сила Сибири»: взгляд изнутри
Ровно год прошел с момента запуска газопровода «Сила Сибири».
Фотографии и текст Славы Степанова
Сооружали газопровод в безлюдных местах, где леса сменяются болотами, а дикие луга – сопками. Здесь с нуля прокладывали дороги, строили мосты, линии электропередачи и связи. Все это значительно «подтянуло» инженерную и транспортную инфраструктуру региона.
Отдавая дань уважения первопроходцам Дальнего Востока, в их честь были названы компрессорные станции (КС) «Силы Сибири». На уже действующем участке газопровода станций будет восемь. Это «Иван Ребров», «Петр Бекетов», «Максим Перфильев», «Иван Москвитин», «Василий Поярков», «Ерофей Хабаров», «Василий Колесников». Восьмая, самая мощная станция, получила название «Атаманская». Она уже введена в эксплуатацию. «Атаманская» раскинулась на территории в 12 гектаров – это примерно в пять раз больше, чем Красная площадь в Москве.
Если сравнить систему газоснабжения с организмом, то компрессорная станция – это его сердце, которое перекачивает газ по трубам, будто по кровеносным сосудам. Здесь «голубое топливо» очищают, сжимают, охлаждают и отправляют дальше.
Главный элемент компрессорной станции – газоперекачивающий агрегат. На «Атаманской» их пять: два мощностью по 16 мегаватт и три – по 32 мегаватта. Сочетание агрегатов разной мощности позволяет гибко регулировать режим работы станции.
В основе 16-мегаваттных агрегатов (ГПА-16У) – модернизированные авиационные двигатели. Их производят в Перми.
Агрегаты на 32 мегаватта (ГПА-32 «Ладога») делают на «Невском заводе» в Санкт-Петербурге. Отсюда и название – в честь Ладожского озера, одного из крупнейших в Европе. Это уже агрегаты, созданные специально для газовой отрасли России. Каждую секунду компрессор «Ладоги» совершает около 95 оборотов – примерно вчетверо больше, чем барабан стиральной машины у вас дома.
Агрегаты «Ладог» легко распознать даже на подходе к «Атаманской» по голубым козырькам, напоминающим пагоду.
Посмотрим на станцию с высоты птичьего полета. Видите желтые трубы, которые отходят от каждого корпуса и затем скрываются под землей.
По ним со скоростью 10,5 метров в секунду течет полностью подготовленный для потребителей газ – очищенный от примесей, сжатый и охлажденный.
Все коммуникации, включая газовые трубы и связки кабелей, на компрессорной станции расположены на эстакадах. Так рабочим проще и безопаснее добраться до любого участка сетей для проведения осмотра и профилактических работ.
Чтобы контролировать работу сложного «организма» станции, еще на этапе строительства сюда приехали высококвалифицированные специалисты из разных регионов России. Один из них – заместитель начальника КС «Атаманская» Максим Егоров. До этого он 10 лет работал в дочерней компании «Газпрома» в Екатеринбурге. В «Газпром трансгаз Томск» (управляет газопроводом «Сила Сибири») перевелся в апреле 2019 года, застав финальную стадию строительства.
«Атаманская» – «умная» станция: технологические процессы максимально автоматизированы, то есть почти не требуют участия человека. Так выглядит главный щит управления «Атаманской». На дюжине мониторов как на ладони видна работа каждого механизма. Сейчас в зале несколько специалистов. Однако в целом для контроля оборудования достаточно одного сменного инженера. Малолюдные технологии в действии.
Когда солнце уходит за горизонт, заступает ночная смена.
С приходом темноты на вышках зажигаются прожекторы. С ними компрессорную станцию видно издалека, словно маяк в море.
КС «Атаманская» – это лишь один из множества объектов «Силы Сибири». Чтобы увидеть все звенья этой технологической цепи, понадобится не один день пути среди живописных лесов, равнин и сопок.
На пути магистрали расположены пять линейных производственных управлений (ЛПУ). Мы побывали на одном из них – Свободненском. ЛПУ – это своего рода центры управления, обеспечивающие бесперебойную работу газопровода.
Здесь же базируются бригады, которые отвечают за его профилактику и, если понадобится, ремонт. На территории производственного управления – длинный ряд ангаров со всей необходимой тяжелой техникой, от трубоукладчиков (на переднем плане) до пожарных машин и снегоболотоходов.
Большая спутниковая антенна позволяет непрерывно быть на связи. Ее обеспечивает группировка космических спутников «Газпрома» под названием «Ямал».
На монитор выводятся более 150 параметров, среди которых давление, температура, состояние кранов. Если вдруг какой-то показатель окажется за пределами нормы, сработает звуковая и световая сигнализация.
Чтобы при необходимости – например, для проведения профилактических работ – изолировать участок газопровода, на нем установлены запорные краны. Диспетчер может открывать и закрывать эти краны дистанционно. Профилактика участков газопровода проводится регулярно – например, перед наступлением зимы. Цель та же, что и при гидравлических испытаниях теплосетей в городах, – еще раз убедиться, что система работает исправно накануне сезона холодов.
Контакт между компьютерами в диспетчерской и крановыми площадками для максимальной надежности поддерживается тремя видами связи: оптоволоконной, радиорелейной и спутниковой.
Кроме того, специалисты управления регулярно выезжают на крановые площадки для осмотра оборудования.
Кстати, процессы, за которые отвечает электроника, при необходимости можно перевести на ручной режим работы.
По соседству с диспетчерской и технической базой, расположен городок для вахтовиков с трехэтажным общежитием на полторы сотни комнат.
Столовая:
Спорткомплекс:
На первом этаже расположена столовая.
В трех часах езды от ЛПУ расположена газоизмерительная станция (ГИС) «Силы Сибири». Дальше, через реку Амур — уже Китай.
По сути, ГИС – это огромный счетчик газа. Здесь учитывают, сколько топлива отправляется на экспорт.
За точность измерений отвечают современные приборы учета. Они расположены в этом технологическом корпусе. Счетчики находятся в металлических шкафах, через которые проходят восемь газоизмерительных линий.
От газоизмерительной станции «голубое топливо» поступает в Китай. Газотранспортные системы двух стран встречаются под Амуром.
Газ, который поступает в Амурскую область из восточносибирских месторождений, – многокомпонентный. Кроме метана в нем содержатся этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция, гелий.
Завод раскинулся на площади, превышающей 800 гектаров. На такой территории могли бы легко поместиться 1100 футбольных полей.
После завершения строительства на Амурском ГПЗ будут перерабатывать 42 миллиарда кубометров природного газа. Завод станет одним из самых мощных в мире.
Извлекаемые из природного газа компоненты послужат сырьем для изготовления самой разной продукции. Например, полиэтилена, полипропилена, пластмасс и искусственных каучуков, высокооктанового топлива, растворителей и смазочных материалов.
Компоненты будут выделять в таких колоннах газоразделения. Самая высокая из них – для выделения метана – высотой почти с 30-этажный дом.
Транспортировать гелий будут специально разработанные в России гелиовозы KAMAZ-5490 Neo, работающие на экологичном сжиженном природном газе. В контейнерах этих магистральных тягачей поддерживается постоянная сверхнизкая температура -269 °С.
2020 год – самый разгар стройки. Одновременно тут трудятся более 30 тысяч рабочих – практически население районного центра. Общий прогресс реализации проекта Амурского ГПЗ уже приближается к 70%.
Уже подсчитано: если сложить все металлоконструкции, использованные при строительстве завода, можно соорудить 23 Эйфелевы башни.
«Сила Сибири», протянувшись от реки Лены до Амура, не заканчивает свой путь по России. Второй этап – строительство участка газопровода протяженностью 800 км. Он соединит два крупнейших восточных месторождения – Чаяндинское в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области.
Также смотрите: