«Назад в будущее»: как создавался фильм Роберта Земекиса
Вечером 26 октября 1985 года группа людей собралась у находящегося в калифорнийском городке Индастриал торгового центра Puente Hills Mall в ожидании возможного появление Марти, Дока и их верного DeLorean. Дело в том, что в фильме «Назад в будущее» данный торговый центр исполнил роль легендарного Twin Pines Mall, откуда Марти отправился в 1955 год (правда, как мы все помним, после похождений героя в 1955 году, название заведения поменялось на Lone Pine Mall). К большому сожалению собравшихся, ни Док ни Марти так и не почтили их своим присутствием — надо полагать, они были заняты очередным спасением пространственно-временного континуума.
Источник: dubikvit
Предыстория проекта
Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились во время учебы в школе кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии и быстро стали друзьями. Ни Гейл и Земекис не слишком интересовались модной в то время «Французской новой волной» — их куда больше привлекали Бондиана, вестерны с Клинтом Иствудом, продукция Дисней — одним словом те фильмы, на которых они выросли.
1. Боб Гейл и Роберт Земекис.
2. В 1973 году Роберт Земекис снял 15-минутную короткометражку «Поля чести» (Гейл помогал ему со сценарием) которая удостоилась недавно учрежденной американской киноакадемией премии Student Film Awards и привлекла к нему внимание Стивена Спилберга. Это знакомство сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе молодых кинематографистов — Спилберг выступил исполнительным продюсером их дебютной полнометражной ленты «Я хочу держать тебя за руку» (1978 год) и следующей «Подержанные тачки» (1980 год).
Однако этим хорошие новости для Земекиса и Гейла исчерпывались, ибо и та и другая картина не отбились в прокате, что делало перспективы продолжения их голливудской карьеры крайне туманными. Тем не менее, они не собирались так просто сдаваться. Следующий проект друзей начался с того, что во время поездки в дом родителей Боб Гейл обнаружил в подвале школьный выпускной фотоальбом своего отца из которого узнал, что тот был старостой класса. Гейл вспомнил старосту своего класса, с которым он никогда не общался и задался вопросом о том, подружился бы он со своим отцом, если бы учился вместе с ним в школе. В свою очередь Земекис, услышав эту историю, рассказал о том, что его мать утверждала, что никогда не целовалась с мальчиками в школе, хотя как позже выяснилось, это было далеко не так.
Две эти истории и легли в основу сюжета о современном 17-летнем подростке, который попадает в прошлое и сталкивается со своими родителями в то время, когда они были такого же возраста, как и он. Ну а поскольку на дворе было самое начало 1980-х, такая встреча должна была состояться где-то в 1950-е, что и предопределило временной промежуток, в котором будет разворачиваться основное действие картины.
Первый сценарий
Гейл и Земекис смогли заинтересовать своей концепцией студию Columbia Pictures которая заключила с ними контракт на написание полноценного сценария. И вот, примерно через пять месяцев после зарождения идеи, 24 февраля 1981 года друзья завершили работу над своим первым 109-страничным сценарием.
3. Страничка из четвертой версии сценария за 1984 год. В ней все еще присутстсвует ядерный взрыв
4. В их начальной версии Марти МакФлай это 17-летний школьник, музыкант и по совместительству пират. Ну, не такой пират, как Джек Воробей или сомалийские рыбаки — дело в том, что в лаборатории профессора Брауна, которая в этом сценарии находится в здании заброшенного театра, у Марти оборудована целая студия, на которой он записывает на видеокассеты такие хиты тех времен, как «Империя наносит ответный удар», «Супермен II», «Близкие контакты третьего рода», а также немножко порно.
Марти планирует расширять свой бизнес и хочет уломать профессора, чтобы тот придумал систему, как копировать фильмы прямо из будки проекциониста во время тестовых просмотров, чтобы продавать кассеты с фильмами еще до их премьеры. Что касается Брауна, то он спустил все свое семейное состояние на разрабатываемый им с 1949 года конвертер энергии, который упорно отказывается работать — видимо поэтому он и помогает Марти с видеопиратством.
5. Далее мы немного знакомимся с жизнью Марти — его попытками стать рок-звездой, учебой, девушкой которую в этой версии зовут Сьюзи, родителями, Биффом. В принципе, все эти основы попали в фильм, но в этом сценарии все это прописано весьма схематично и откровенно говоря раз так в пять—десять менее смешно и интересно, чем в итоговом фильме.
6. Во время одного из посещений лаборатории Брауна, Марти забавы ради заливает кока-колы в его конвертер энергии, после чего тот неожиданно начинает работать. Окрыленный Браун начинает реализацию своего давнего секретного проекта. Вскоре Марти встречает на улице (в этой версии у его родного города еще нет названия) сотрудников спецслужб с дозиметрами, которые выслеживают источник радиации. Поняв, что они ищут лабораторию Брауна, Марти возвращается в здание театра аккурат в разгар эксперимента по отправке на одну минуту в будущее шимпанзе.
7. Машина времени в этой версии представляет собой… просто установку, генерирующую красный луч, который, касаясь объекта, отправляет его в нужный временной промежуток. Браун построил ее, чтобы путешествовать в будущее, однако Марти решает использовать ее для личного обогащения. Пока Браун занят своими делами, он меняет настройки, намереваясь отправить в прошлое результаты спортивных соревнований. Но в этот момент в здание врывают агенты спецслужб, один из них стреляет в профессора, начинается хаос и Марти случайно оказывается на пути луча, попадая в 1952 год.
8. Осознав, где он, Марти начинает истерить и бежит к себе домой, где встречает свою 17-летнюю мать Эйлин, после чего теряет сознание. Когда он приходит в себя, то видит перед собой молодого Брауна — поскольку у Марти в кармане была вырванная страница из телефонной книги с подчеркнутым именем Брауна, то родители Эйлин вызвали его. В этой версии молодой Браун совсем не эксцентричен и сразу же верит словам Марти о том, что тот из будущего. Он отвозит Марти в свой особняк и говорит ему не выходить из дома, пока не придумает как отправить героя в родное время. Браун уже построил машину времени (и кучу других футуристичных устройств), но без конвертера энергии ни одно из них не работает.
9. Разумеется, наш герой не собирается выслушивать указания Брауна. Наплевав на все предостережения, он начинает гулять по городу и поняв, что в это времени рок-н-ролл еще не изобретен, решает сделать карьеру музыканта и даже отправляет на прослушивание. Когда Браун сообщает ему, что даже с работающим конвертером для путешествия во времени необходим мощный источник радиации, единственный способ получить который — расположиться рядом с эпицентром ядерного взрыва, Марти скрывает от него то, что он знает дату следующего ядерного испытания на полигоне в Неваде (вырванная страничка из учебника истории где он написал приглашение своей девушке на свидание) и решает остаться в прошлом и стать рок-звездой.
Далее, видимо, совсем от нечего делать, он решает походить в школу, где встречает отца и не дает ему пригласить свою маму на школьный танец. Лишь после этого до Марти доходит, что Браун в своих предостережениях был прав, после чего он наконец рассказывает ему про ядерное испытание.
10. Следующая последовательность событий примерно соответствует той что в фильме: Марти мотивирует Джорджа пригласить Эйлин; на танец (правда без Дарта Вейдера с планеты Вулкан) придумывая план, чтобы тот «спас» ее, показывает чудеса катания на скейтборде спасаясь от Биффа, затем Джордж нокаутирует Биффа и наконец следует танец, после которого Марти исполняет на сцене Johny B. Goode.
11. В финале Браун и Марти отправляются в Неваду. План заключается в следующем: оставив грузовик на полигоне под видом испытательной техники, Док уезжает на мотоцикле, в то время как Марти дожидается начала последнего отсчета, после чего направляет грузовик прямо к ядерной бомбе и залазит в свинцовый холодильник (для защиты от вспышки). Когда бомба взрывается, то машина срабатывает и отправляет холодильник с героем в будущее.
Да, теперь вы знаете кто автор идеи спасения от ядерного взрыва в холодильнике. А вот тут можно даже посмотреть целую картинку с «научным обоснованием» данного феномена — мало ли, кому по жизни может пригодиться.
Конечно, все идет не совсем так как задумывалось — когда Марти заводит грузовик, военные решают, что он советский диверсант и открывают огонь из гаубиц по машине. Разумеется, всеми правдами и неправдами Марти все же удается добраться до бомбы, после чего он залазит в холодильник и возвращается в свое время.
12. Стикер на машине Дока из фильма.
13. Однако выясняется, что это уже не та реальность. Док в 1952 году разгадал состав «секретного компонента» Марти и с помощью своего конвертера создал массу изобретений (летающие автомобили, роботы и т.п.), перевернувших мир. Что касается Джорджа МакФлая, то он стал Рокки успешным боксером, Бифф теперь работает его охранником. И все бы хорошо, но после зажигательного исполнения героем в 1952 году песни Johny B. Goode учителя вызвали полицию, посчитав что назревают беспорядки, что по какой-то причине привело к тому, что рок-н-ролл так и не был изобретен. Так что теперь Марти знает, чем он будет заниматься в этом новом мире.
Откровенно говоря, я слышал, что первый сценарий «Назад в будущее» был далеко не так хорош, как фильм, но до прочтения скрипта я даже не подозревал насколько. Да, тут та же концепция, те же основные персонажи, при этом практически нет шуток и фирменного стиля из итогового фильма: ни Рейгана, ни Дарта Вейдера, космозомби с Плутона, диалогов, Great Scott, This is heavy и многих, многих других крутых вещей. Само действие во многих местах вообще никуда не торопится — герой просто ошивается, пока с ним наконец что-то не происходит — сравните это с фильмом, где каждая сцена двигает сюжет дальше и есть фотография с исчезающей семьей Марти, которая мотивирует героя активно действовать чтобы не быть стертым из реальности.
И самое главное, Марти в этой версии — жадный, истеричный и откровенно говоря не слишком сообразительный тип, которому честно говоря не особо то и хочется сопереживать. Если в фильме он случайно предотвращает встречу родителей действуя из лучших побуждений, то тут он как будто специально делает все, чтобы не появиться на свет.
14. Я бы охарактеризовал Марти из первого сценария известным выражением мистера Стрикланд — Slacker!
15. Так что, откровенно говоря, я не удивлен, что прочитав сценарий представители Columbia Pictures отказались давать ему зеленый свет. Я скорее удивлен тем, что фильм все же был снят и тем, какой прогресс был проделан при доработке сюжета. Глядя на эту ситуацию сейчас, стоит радоваться, что Columbia зарубила проект: будь фильм снят по этому сценарию, он был бы намного хуже итоговой версии, а так Земекис и Гейл получили отличный стимул довести сюжет до ума, благо им выдалась масса времени для более тщательного продумывания всех деталей.
После отказа Columbia, Гейл и Земекис обошли со своим сценарием практически все крупные студии, но так и не смогли никого заинтересовать — например, Дисней отверг идею, так как посчитал, что идея того, что мать влюбляется в собственного сына отпугнет семейную аудиторию.
В итоге друзья решили отложить съемки «Назад в будущее» до лучших времен, когда они докажут, что могут добиться успеха без чье либо помощи. Правда когда именно это случится, на тот момент было неизвестно. В начале 1980-х Земекис и Гейл сидели практически без работы: параллельно с доработкой «Назад в будущее», они писали еще несколько сценариев, но ни один из них в итоге так и не был спродюсирован…
Роман с камнем
16. В начале 1980-х годов Роберт Земекис и Боб Гейл были близки к бесславному завершению своей голливудской карьеры: после двух провалов и ряда отвергнутых студиями сценариев друзья искали любую возможную работу. Более чем вероятно, что «Назад в будущее» так бы никогда и не был снят, если бы не Майкл Дуглас. В 1980 году Дуглас получил серьезную травму во время катании на лыжах, после которой ему потребовалось почти три года чтобы полностью восстановиться после нее. И вот, Дуглас наконец принялся за возрождение карьеры. Первый блин («Звездная палата») вышел комом, но он возлагал весьма большие надежды на свой следующий проект «Роман с камнем», история появления которого на свет весьма удивительна, так что я уделю ей пару слов.
17. Итак, сценарий «Романа с камнем» был написан официанткой из Малибу Дайан Томас, которая занималась написанием сценариев в свободное от работы время. Как ей удалось продать свой сценарий? Однажды в кафе зашел Майкл Дуглас, и Томас использовала этот шанс. Дуглас великодушно согласился взглянуть на сценарий, и к его удивлению он оказался так хорош, что Майкл согласился его купить за 250 000 долларов. Так Томас стала профессиональной сценаристкой.
После выхода «Романа с камнем» она занималась написанием сценария для третьей части «Индианы Джонса» и «Всегда». Также, она помогла Дугласу с несколькими сценами «Жемчужины Нила», за что он подарил ей Porsche. К сожалению, сказочная история Томас закончилась совсем не так, как в голливудских фильмах заканчиваются сказки — 21 октября 1985 года бойфренд Томас находившийся за рулем подаренного Дугласом автомобиля не справился с управлением и влетел в телефонный столб. Томас погибла на месте.
Пускай Дуглас не только исполнял главную роль но и продюсировал «Роман с камнем», однако ему все равно требовался режиссер. Он выбрал на эту должность простаивавшего без работы Роберта Земекиса, для которого этот фильм стал последним шансом спасти карьеру. Однако тест-просмотры «Романа с камнем» прошли настолько плохо, что представители студии 20 Век Фокс посчитали, что фильм провалится и фактически списали его и Земекиса со счетов.
Ну а затем «Роман с камнем» неожиданно для всех стал самым кассовым проектом 20 Век Фокс за 1984 год. У Земекиса наконец был действительно успешный проект, который он мог привести в пример своего умения снимать. Так что он стряхнул пыль с «Назад в будущее» и отправился с ним к Спилбергу на студию Universal. Вскоре была оформлена сделка. Понятное дело, что студия настаивала на внесении в сценарий некоторых поправок — например, профессор Браун стал называться Доком Брауном, вместо шимпанзе у него появился пес, имя матери Марти изменилось на Лоррейн. Coca-cola также пропала из сценария — ей на смену пришла Pepsi, с которой создатели фильма заключили большой контракт.
Наиболее необычным требованием стала просьба изменить название картины на «Spaceman from Pluto» — глава Universal Сидни Шайберг придерживался странного убеждения, что фильм со словом «Будущее» в названии не будет коммерчески успешным. К счастью, название фильма удалось отстоять: Спилберг написал Шайбергу письмо, в котором похвалил за «классную шутку с новым названием, которая здорово повеселила всех». Разумеется, после такого Шайберг не рискнул признаваться, что это была не шутка.
Съемки и выход фильма
С самого начала Майкл Дж. Фокс был основным кандидатом на роль Марти МакФлая. Однако в то время актер снимался в сериале «Семейные узы», продюсеры которого опасаясь снижения рейтингов не захотели отпускать его в большое кино. В результате Земекису пришлось искать замену. Было просмотрено множество актеров (спустя годы Боб Гейл изучая старые записи с удивление обнаружил, что одним из пробовавших на роль Марти актеров был Джонни Депп — сам он совершенно не запомнил его прослушивания), и в результате выбор пал на 20-летнего Эрика Штольца.
18. Док и Марти еще в исполнении Штольца:
19. А вот Марти и Джордж МакФлай (слева). Создатели фильма хотели заполучить Джона Литгоу на роль Дока Брауна, однако тот был занят над другим проектом, так что роль получил Кристофер Ллойд, который создал образ на основе личностей Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковского. Также на роль Дока рассматривались великий и ужасный Джефф Голдблюм.
20. Криспин Гловер, сыгравший Джорджа МакФлая, в жизни был во многом еще даже эксцентричнее, чем его персонаж. Он сымпровизировал большую часть особенностей поведения своего персонажа, однако работать с ним было, мягко говоря, непросто. Когда зашла речь о сиквелах, Гловер заломил столь большой ценник за возвращение к роли Джорджа МакФлая и начал выдвигать к продюсерам странные требования, что в итоге его персонажа пришлось фактически вырезать из сюжета путем убийства, а самого актера заменить. По словам самого Гловера, он видел «Назад в будущее» лишь один раз в жизни.
Из-за затянувшегося кастинга, начало съемок несколько раз переносилось, что поставило под сомнение выпуск ленты в мае 1985 года, как было изначально анонсировано. Но основные проблемы были еще впереди: после того, как съемки все же начались, Земекис быстро понял что совершил ошибку, взяв Штольца на роль Марти МакФлая. По словам режиссера, актер был слишком серьёзен и играл роль так, как будто снимался в драматическим фильме (сам Штольц не выходил из образа даже после дублей и просил, чтобы на съемочной площадке к нему обращались не иначе как Марти). К тому же, у Штольца были проблемы с катанием на скейтборде.
В итоге, спустя целых четыре недели после начала съемок было принято беспрецедентное для такой поздней стадии съемок решение уволить Штольца — невзирая на то, что пересъемки добавят к бюджету фильма 3 миллиона долларов.
21. Вот так первый Марти исчез из реальности фильма:
22. Штольц ушел, а на его место пришел Майкл Дж. Фокс. Земекису и Спилбергу наконец удалось договориться с создателями «Семейных уз» и заполучить актера. Поскольку сериал снимался в будние дни в дневное время, то Фокс снимал свои эпизоды в промежутке между 18-30 и 2-30 (по пятницам с 22-00 до 06-00 — 07-00 утра). Таким образом, дневные эпизоды могли сниматься лишь в выходные.
23. Но Фокс, который очень хотел перейти с телевидения в кинематограф, мужественно терпел все неудобства, связанные с работой в двух проектах одновременно. К тому же ему весьма помогало то, что образ Марти был весьма близок актеру: если Штольц играл Марти, то Фокс во многом был им. Он очень любил кататься на скейте, в школьные годы играл в несколько группах и даже мечтал стать рок-звездой. Думаю не стоит говорить, что все эти сложности и 3 миллиона определенно того стоили.
24. Основной съемочной локацией фильма стал т.н. Courthouse Square — принадлежащая Universal декорация центра американского городка со зданием суда с лестницей в центре. Начиная с 1950-х годов данная декорация появлялась в большом количестве фильмов, но наибольшую известность ей принесло появление в «Назад в будущее». В 2008 году она была почти полностью уничтожена пожаром.
Съемки «Назад в будущее» продолжались 100 дней и завершились лишь 20 апреля 1985 года. Из-за задержек, дату премьеры пришлось перенести с мая на август, но после того, как тест-просмотры прошли на ура, студия решила рискнуть и передвинула ее на 3 июля 1985 года.
25. Каким же образом создатели успели всего за 1.5 месяца превратить отснятый материал в готовый фильм? Современным кинозрителям наверно будет сложно в это поверить, но во всей картине было использовано лишь 32 визуальных эффекта, которыми занималась компания ILM. Для сравнения, в «Мстителях» — 2 200 визуальных эффектов, в «Стражах галактики» — 2750. Да, было время, когда мейнстримное голливудское кино могло выехать исключительно на сюжете и актерах, а не на картинке.
26. Так что основные сложности были связаны с монтажом и написание музыки. Чтобы успеть в срок, монтажеры фильма работали по 24-часовым сменам. В итоге из картины было вырезано всего 8 минут, что откровенно говоря не так и много.
Интересно, что Земекис также подумывал над тем, чтобы вырезать из фильма исполнение Марти песни Johny B. Goode, так как оно не привносило ничего в сюжет. Но после тест-просмотра, во время которого публика полюбила эту сцену, благоразумно решил оставить этот момент.
Алан Сильвестри начал заниматься написанием саундтрека к фильму всего за две недели до первого тест-просмотра картины, что не помешало ему создать один из самых запоминающихся музыкальных тем из голливудских фильмов 1980-х. В итоговой картине его саундтрек начинается на 18-й минуте. Сильвестри также предложил группу Huey Lewis and the News в качестве кандидатов на написание титульной композиции для фильма. Правда ее первый вариант не устроил студию, зато вторым оказался The Power of Love.
27. Интересно, что сам Земекис думал, что фильм провалится из-за плохого маркетинга: в частности, из-за занятости на съемках «Семейных уз» у Майкла Дж. Фокса не мог участвовать в промо-компании фильма. К тому же, в качество одного из рекламных слоганов использовалась не самая однозначная фраза из фильма «Вы говорите мне, что моя мама втюрилась в меня?».
28. Впрочем, все эти опасения оказались безосновательными. «Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года, 12 недель занимая первое место в американском прокате. С первого места картину окончательно сместил лишь Чак Норрис с его «Вторжением в США». Как и положено киноклассике, картина не была осыпана большим количеством кинематографических наград. На Оскаре фильм получил лишь несколько технических номинаций, а также номинацию на лучший сценарий, которую он разумеется не выиграл — киноакадемики никогда особо не котировали фантастику, тем более хорошую.
29. Впрочем, никакие награды не могут сравниться с народным признанием и любовью, которая обрела картина. В различных опросах «Назад в будущее» по-прежнему регулярно попадает в списки лучших фантастических фильмов и комедий. И в этом нет ничего удивительного — персонажи, чьи имена давно стали нарицательными, отличный юмор, классный саундтрек, стиль, никогда не потеряющие своей актуальности темы отцов и детей и того, какую роль играет тот выбор, что мы делаем в своей жизни — все это делает «Назад в будущее» одним из лучших представителей своего жанра. И думаю, что если кто-то изобретет машину времени отправится в будущее на 30 лет вперед, то и там «Назад в будущее» по прежнему будут любить и помнить.
30.Когда Земекис и Гейл в 1984 году заключали сделку с Universal на постановку фильма, то им удалось оставить за собой все права на франшизу, а это значит, что без их согласия, никаких сиквелов, ребутов и ремейков «Назад в будущее» быть не может. К счастью, ни Земекис, ни Гейл в отличие от некоторых других киноделов еще не выжили из ума и не собираются продолжать трилогию или переснимать ее.
31. Правда по словам Земекиса, он уверен, что после того, как его с Гейлом не станет, Universal сразу же попробует запустить ремейк в производство, а как мы все знаем, какую бы дрянь не выдал Голливуд, с учетом известного названия она все равно скорее всего окупится за счет мирового проката. Так что в связи со всем этим мне остается лишь пожелать Земекису и Гейлу бессмертия. Должен же остаться на свете хоть один любимый фильм, который не будет испорчен стремлением студии срубить легких денег.
Также смотрите «Актриса Элизабет Тейлор — эпоха в кино» и «Неудержимые в Каннах».