Профессионал: как делают 3D-панорамы автомобилей
«Профессионал» — рассказы о людях, которые что-то делают лучше всех остальных. Это история о том, как ничем не выделявшийся среди тысяч коллег свадебный фотограф, нашел необычную нишу и стал в ней первым.
Фотографии и текст Сергея Мухамедова
Рассказывает Антон Уханов.
— Пару лет назад, закончив очередной свадебный сезон, я понял, что ничем не отличаюсь от сотен и даже тысяч других фотографов, которые снимают одно и то же. Реалии таковы, что любой, кто купит зеркалку и разберется с режимами ее работы, уже может назвать себя свадебным, портретным, семейным или детским фотографом. Мне была неприятна мысль, что для клиента, не видящего портфолио, я ничем не отличаюсь от «девочки с зеркалкой». Мне хотелось снимать то, что другим не под силу из-за отсутствия у них необходимых знаний. Например, гипотетическая «девочка с зеркалкой» едва ли сможет грамотно выставить свет, сделать рекламную фотографию, правильный HDR. Либо сшить 3D-панораму, выставив перед этим профессиональный свет и сделав при обработке незаметный HDR.
— Тогда я еще не задумывался о панорамной фотографии, но уже понял, что нужно расти куда-то дальше. Однажды бывшие коллеги по Рамблеру позвали меня работать на них — снимать панорамы машин. Я посмотрел в интернете, насколько это сложно и отказался. Спустя некоторое время их компания обратилась ко мне повторно, но уже с просьбой порекомендовать человека, который смог бы снимать такие панорамы.
«И тут, со второго раза, я понял, что это и есть мой шанс расти дальше»
В только что открывшийся «Jaguar Land Rover Boutique» на Петровке, Антон приезжает с чемоданом и большим фоторюкзаком. Сегодня он выполняет съемку для этих престижных брендов.
— В тот день мы договорились, что я попробую сделать несколько тестовых панорам и тогда станет ясно, подхожу ли я для этой работы. Я приехал снимать салоны со взятой напрокат головкой, о ее правильной настройке не имел ни малейшего представления. Сидел рядом с машиной, пил чай и читал на Айпэде про особенности съемки. Поставил стойку напротив края ворот и по ним настроил головку «на глаз».
«Тогда я еще не подозревал, что в этом деле требуется ТАКАЯ точность»
В первую очередь Антон приводит в порядок салон. Сидения ставятся в стандартное и ровное относительно друг друга положение, вентиляционные дефлекторы направляются вниз, опускаются все стекла и выравниваются подголовники. Шторка люка, если она есть — закрывается.
Автомобиль абсолютно чистым быть не может даже после самой тщательной мойки. Чтобы позже не проводить часы, вычищая грязь Фотошопом, необходимо внимательно протереть все лакированные поверхности, экраны, металлические вставки и торпедо целиком.
Выровнять и поднять салонное зеркало, так чтобы оно отражало потолок и не забыть переодеть сменную обувь.
Потом выставляется свет:
Вспышки все переносные — розеток на месте может не оказаться. Резиновые ножки не царапают капот.
Сейчас Антон заказал четыре студийные вспышки по 400 Дж и большие софтбоксы 80 на120 см. Их дольше собирать, сложнее переставлять и из-за проводов с ними меньше мобильности, но с этим придется мириться — света аккумуляторных вспышек часто не хватает.
На капот устанавливается вспышка с креплением — прищепкой:
Делается это ради красивого блика на передней панели.
Почти подготовленные к съемке машины, смотрятся очень смешно:
Просто космос какой-то!
Остался еще один момент — …
…накрыть рассеивающим материалом лобовое стекло. Несмотря на то, что Антону достаточно всего метра с каждой стороны машины, нам пришлось их немного переставить. Съемка проходила в рабочее время и зонтики могли помешать клиентам. Шины все же оставили следы на полу и уборщица ждет момента, чтобы их вытереть:
Когда все приготовления закончены, Антон достает пятый Айфон и… снимает панораму мобильным приложением!
Конечно же это была шутка. Все только начинается!
Задние коврики обязательно нужно убрать, они не закреплены и в любой момент могут сдвинуться, а на них стоят ножки штатива. Это можно заметить только дома, после обработки фотографий, лишь при склейке панорамы. И все! Исправить это невозможно. Только повторно выезжать и снимать заново.
Очень важно — как можно меньше передвигаться в машине. А если это все-таки необходимо, например приподнять спинку, делать это крайне осторожно. Антону приходится подлезать к клавишам управления креслом.
С кабриолетом, с одной стороны, проще — все доступно. Но штатив стоит на мягких сидениях и в любой момент может сдвинуться.
Фокус устанавливается только вручную, при автоматической фокусировке все равно происходит хоть едва заметное, но приближение. Параметры на камере обычно такие: F/13, 0,3″, ISO 200, RAW, покадровый режим. Не забываем подключить приемник пульта и передатчик радиосинхронизатора.
Вот как выглядит необработанный первый кадр. Обратите внимание на коленку, отражения в зеркалах, показания приборной панели и монитора:
Потом камера очень осторожно поворачивается на определенный, рассчитанный заранее угол и делается второй снимок.
Затем третий, четвертый…
Не забываем включить зажигание, чтобы было видно приборы. Для них ставится выдержка уже в треть секунды. Если что — изображение на дисплее автомобиля можно потом вклеить.
— После своей первой съемки и ее тщательной обработки на компьютере, результат мне понравился. Я наконец-то взялся за сборку панорамы.
«Тут-то я и понял, насколько сильно налажал с настройкой оборудования. Панорамы сшивались со страшным трудом, превращаясь в развертки, содержали в себе такое количество несостыковок, что требовали на ретушь по несколько часов времени каждая»
— На сегодняшний день я снял более ста панорам. Намучившись с прокатным оборудованием, купил головку Сфера-69. На сайте она казалась монолитной и качественной, на деле же оказалась слишком кустарной, пластиковой и шаткой. Теперь у меня собственная Nodal Ninja 3 Mk II и я никак ей не нарадуюсь. Фишай у меня теперь тоже свой — Сигма 15мм. Из тех, что я брал напрокат, были потертости на передней линзе, которые давали дичайшие блики при контровом освещении, а у меня свет только такой.
Более изощренный способ съемки панорамы — с видом с водительского кресла. Камера совсем не имеет твердой опоры.
— В съемке автопанорам множество тонкостей. Например, зенит нужно снимать не тупо вверх, а с захватом торпедо, иначе потом не найдешь контрольных точек. Кадр надира (место под ножками штатива) можно сделать даже отойдя на метр в сторону, но важно, чтобы сама заплатка была на одной и той же высоте. В машине же это практически невозможно — пол на одной высоте, сиденья на другой, а центральный подлокотник на третьей. Поэтому лучше все же попасть в ту же точку, с которой камера снимала, стоя на штативе.
После того, как передняя часть салона отснята, необходимо перелезть с заднего сидения. Антон через окно отодвигает зонтик и открывает дверь.
— Со временем совершенствовалось не только мое осветительное оборудование, но и схема освещения, причем, не раз. Сначала я накрывал машину белой тканью. Очень долго искал подходящую, чтобы была достаточно прозрачна. Все рынки объездил, а нашел в… магазине «Ткани». В накрытую огромной «простыней» машину было сложно залезать и вылезать. Я стал делать вырезы для дверей и хитрым образом прикреплять получившиеся «шторы». Потом были эксперименты с пленкой, крепил ее скотчем и магнитами. Но результат меня все время не устраивал. В итоге пришел к зонтикам.
— Параллельно со съемками я учился правильно сшивать панорамы в PTGui — работать с масками, контрольными точками, оптимизацией, viewpoint correction. Простая, казалось бы, на первый взгляд, программа, таила в себе множество мелочей. Одна галочка может изменить все! Также мне пришлось освоить программу, в которой я превращаю развертки в готовые панорамы — Pano2VR.
«Что касается этих двух программ, я готов был заплатить денег человеку, который ответил бы мне на мои вопросы по ним. Панорамную фотографию едва ли можно назвать популярной, мануалов на эту тему пишется мало и они все поверхностны»
Фотография до и после обработки в Фотошопе:
— В основном, их пишут панорамные фотографы для хорошей индексируемости собственных сайтов. Такие статьи рассказывают про основы, у меня же появились вопросы, для поиска ответов на которые я потратил несколько недель.
«Чаще всего находил их на зарубежных форумах, выискивая информацию буквально по крупицам»
— Недавно ко мне обратился человек, который увидел одну из моих панорам на Drive2.ru и разыскал меня. Саша изучил весь мой ЖЖ и попросил провести индивидуальный мастер-класс. Я сначала начал писать ответ с отказом, мол, совершенно не умею объяснять доходчиво…
— Но в своей просьбе Саша напомнил мне себя недавнего, когда от отчаянья найти информацию, я уже готов был заплатить деньги, лишь бы мне дали ответы на мучившие вопросы. Тогда все казалось слишком сложным. Я согласился рассказать ему все, что знаю и мы аж целых 4,5 часа провели за съемкой двух панорам и обсуждением тонкостей сшивки. В итоге я даже немного гордился собой. Конечно же, потом у него появлялись вопросы и мы еще долго переписывались.
«Много кто снимает крутые панорамы недвижимости, но в панорамах машин конкурентов у меня действительно нет»
Готовая «развертка»:
С кабриолетом Антон решил поэкспериментировать и «припарковал» его в строящемся подмосковном поселке:
«Автопанорамы это едва ли „ниша“. Когда я сниму все модели автомобилей, нужно будет искать что-то другое»