Утилизация в России
Я хорошо помню, как в детстве с друзьями прочесывал дворы в поисках стеклянных бутылок. Найти место недавней посиделки было самой большой удачей. Мы бережно собирали бутылки, проверяли их на сколы (брак не принимали), потом мы мыли бутылки, сдирали наклейки (делать было нечего) и несли в приемный пункт. Он находился в моем доме в подвале, там постоянно пахло разлитым пивом. Всегда кто-то что-то сдавал, всегда гремела стеклотара. Многих «завсегдатаев» я знал в лицо и здоровался. На вырученные деньги мы покупали в соседнем магазине жвачки и конфеты (золотое детство), а взрослые — пиво и водку. Они пили ее там же, чтобы стеклотару далеко не нести. Самые добрые и пьяные отдавали бутылки нам.
Сегодня на этом месте продуктовый магазин. Немногие из завсегдататев до сих пор вьются на прежнем месте. Для них даже сделали жердочку, где они могут сидеть, щелкать семечки и пить пиво. Владельцы магазина заботятся о постоянных клиентах. А вот пункты приема стеклотары нет уже больше 10 лет.
В СССР утилизации отходов придавалось большое значение. Были разработаны унифицированные бутылки для молока, пива, водки, вина и прохладительных напитков, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники и члены пионерской организации. Был налажен жёсткий учет драгметаллов, применяемых в промышленности, в частности в электронике. В условиях централизованно управляемой экономики бывшего СССР затраты на сбор и предварительную переработку отходов относились на себестоимость продукции отрасли.
Фотографии и текст Дмитрия ЧистопрудоваБудет много текста. Лучше запастись чашечкой чая или кофе.
В новых хозяйственных условиях Минэкономразвития России не стало рассматривать вторичные ресурсы в числе объектов, требующих специальных мер государственного регулирования. Последние 20 лет роль государства в организации сбора и переработки отходов стабильно снижалась. С 1991 года ликвидирована государственная система вторичных ресурсов, функционировавшая под эгидой Госснаба СССР. В рамках этой системы работало более пятисот предприятий по переработке вторичного сырья и около 6000 приемных пунктов по заготовке и переработке вторичного сырья от населения.
На фоне снижения роли государства в управлении переработкой отходов в России, в развитых странах мира, наоборот, наращивалась степень государственного воздействия. С целью снижения себестоимости продукции с использованием отходов введены налоговые льготы. Для привлечения инвестиций в создание производств по переработке отходов создана система льготных кредитов. В целях стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов в ряде стран накладываются ограничения на потребление продукции, изготавливаемой без использования отходов, наращиваются масштабы использования системы городских и муниципальных заказов на продукцию из отходов.
Если сравнить Россию и Швецию по структуре обращения отходов, то все становится ясно и от того грустно. В Швеции более 30% отходов идет на переработку, 10% на компостирование, 50% на производство электроэнергии и около 4% на захоронение. В России 4% идет на переработку и 96% на захоронение.
В России мусор свозится на свалки — их всего около 11 000. В них захоронено более 80 миллиардов тонн отходов. Выглядит это так (фотография полигона захоронения твердых бытовых отходов «Левобережный» с вертолета).
В России ежегодно производится около 3.8 млрд тонн всех видов отходов. Количество твердых бытовых отходов составляет 63 млн тонн/год (в среднем 445 кг на человека). В нашей стране совершенно не развита экологическая культура, а до уровня европейской инфраструктуры по сбору раздельного мусора нам еще как до луны. Сегодня единицы из тысяч сортируют бытовой мусор и отвозят его в приемные пункты. И мало, кто готов платить 1 000 рублей за то, чтобы правильно утилизировать свой старый холодильник. Проще вынести его на помойку.
Недавно компания Эльдорадо пригласила меня на промышленную площадку UKO по переработке и утилизации отходов. Компания UKO осуществляет свою деятельность во всех субъектах РФ, имеет собственный спец. транспорт для вывоза ТБО, оборудование для начальной обработки металлических и пластиковых вторичных отходов. На сегодняшний день это единственная действующая в России компания федерального уровня.
Принимая изделия на утилизацию, компания проводит их тщательный разбор, пытаясь максимально извлечь ликвидные вторичные ресурсы (пластик, металлы, радиоэлектронные компоненты) и минимизировать остаток, подлежащий передаче на специальные полигоны для захоронения. После данного процесса утилизации на захоронение отправляется не 96%, а всего около 7%. Все остальное — на вторичное использование.
При покупке любой бытовой техники в Европе, покупателю предлагают сдать старую в утиль. Для этого в магазинах существуют специальные отделы, и приученные европейцы вместо того, чтобы выкидывать бытовые приборы на помойку или в канаву, несут всю технику в приемные пункты. Также в магазинах принимают старую одежду, использованные батарейки и т.д. В России большинство людей даже не знает, куда и как можно сдать старую бытовую технику.
— Основной поставщик бытовой техники на наши площадки — компания Эльдорадо, запустившая акцию «Утилизация», — рассказывает Артем Ермолин (директор компании UKO, химик по образованию, занимающийся сферой переработки еще с 90-х годов). — Суть акции проста. Магазины предлагают скидку на свои товары взамен на старую технику. Мы принимаем эту технику и утилизируем ее должным образом. Акция происходит два раза в год, длится в среднем два месяца. Во время таких акций мы перерабатываем огромные объемы холодильников, плит, стиральных машин, телевизоров и любой другой техники — от 40 до 70 тысяч кубометров. Если сложить всю эту технику в фуры, получится цепочка длиной 12 километров. На сегодняшний день перевезено более 3 500 еврофур. Это чуть выше, чем 100-этажное здание с основанием 30×30 метров.
Первый этап работы по утилизации — приемка и сортировка изделий на товарные группы.
Далее из техники извлекаются узлы, содержащие цветные металлы, электроника, если она есть, ликвидные пластики и стекло:
Важный этап утилизации холодильников и кондиционеров — это откачка фреона, вредного вещества, которое разрушает озоновый слой:
Все компоненты идут на переработку. Стекло измельчается, пластиковые части дробятся, а металл прессуется.
600-тонный суровый пресс:
На выходе получаются вот такие кубики, которые продаются для переплавки на металлургические комбинаты. Про стоимость сырья: в России одна тонна чермета стоит не более 9 тысяч рублей. В Англии более 15 тысяч:
Пачка бывших стиральных машин:
Кроме бытовой техники, компания UKO утилизирует бумагу, пластик, целлофан и пенопласт. В специальном прессе сминают всю макулатуру и упаковывают ее в компактные палеты, весом 300-400 кг. Пластик позже отправляют в дробилку и полученный порошок уходит на переработку.
Алюминий:
Отдельная история с утилизацией компьютерной техники.
Комплектующие сортируют по своей ценности: материнские платы, процессоры, блоки питания, провода… Самое ценное в компьютере — материнская плата:
Радиоэлектронный лом продают на аффинажные заводы, — предприятия, которые занимаются получением высокочистых драгоценных металлов. На выходе из микросхем получаются банковские слитки. Из одной тонны материнских плат получается килограммовый слиток серебра и 100 грамм золота.
Рейтинг вторсырья по его ценности:
- Драгоценные металлы (Золото, Родий, Платина, Палладий, Серебро)
- Медь
- Алюминий
- Свинец
- Чермет
- Пластики
- Стекло
На площадке UKO собралась целая коллекция раритетных образцов советской и иностранной техники. Этакий запасничек доброго старья:
Это лишь малая часть. Кому интересно, основная экспозиция состоит из 150 самых интересных образцов техники прежних поколений:
Зенит-3М — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат:
Космические пылесосы:
Старые приемники и проигрыватели пластинок:
Еще пылесосы:
Радиоприемник моего отца:
Многие экспонаты работают до сих пор:
Советский дальномерный фотоаппарат ФЭД-5В:
Пускай это самое начало пути. Акция «Утилизация» стала эталоном для всего ритейла: сейчас подобные акции запускают не только продавцы техники, но и мебели и даже одежды и обуви. Может быть через десять лет мы будем сами сдавать старую технику в пункты приема, и нас не нужно будет стимулировать скидками и подарками.
А может быть произойдет чудо, и государство подключится к этой проблеме, вводя налоговые льготы для снижения себестоимости продукции с использованием отходов, стимулирования спроса на подобную продукцию и поддерживая создание производств по переработке отходов. Хочется в это верить.
Также читайте статью «Как сделать город чище: утилизация отходов по-фински» и душераздирающий репортаж «Утилизация автомобилей BMW».
Снимки навеяли легкую грусть и ностальгию. В те времена было большой радостью в доме, когда появлялась новая вещь. В двух словах и не передашь те эмоции…
если бы в ссср выбрасывалось столько сколько теперь, оно, ссср, сдохло еще раньше, а налдаженно — так это на бумаге, а попробуй здать, бутылочки, мукулатурку — замучаешся бегать, то тары нет, то хрена, который принемает и очередь, а производствах еще веселей — списанные приборы с содержанием — годами лежали в кладовках, никому нахер ненужные, а бумажки заполнялись — вот такое БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
«Важный этап утилизации холодильников и кондиционеров — это откачка фреона, вредного вещества, которое разрушает озоновый слой»
Давно уже известно, что фреон НИКАК не влияет на озоновый слой, хотя бы потому что фреон тяжелее воздуха, и сконцентрирован в основном в густонаселенных мегаполисах, а озон легкий газ, который находится в небольшой концентрации на высотах около 60 км и регулярно возобновляется вследствии грозовых розрядов, которых тысячи каждую минуту на планете.
Легенда про «страшный фреон» не больше чем очередная сказка для наивных людей, которым под очередным «улучшением» впарят втридорогой новый запатентованный хладогент от компании Дюпон.
Скоро увидите статьи, где например тефлоновые сковородки будут вызывать рак у молодых матерей. И тут же появится новое керамическое покрытие, заменяющее тефлон.