Как строят метро
В конце декабря в Киеве откроется 50-я юбилейная станция метро «Выставочный Центр». Участок пути и сама станция построены в рекордно короткие сроки — менее чем за один год.
Сегодня посмотрим, как строят метро, прогуляемся по тоннелям, а также увидим легендарный Зил-130 на железнодорожных колесах.
Фотографии и текст Александра Чебана
Тоннель метро перед станцией «Выставочный Центр», Киев, Украина. Это вестибюль этой новой станции:
Здесь скоро будут рельсы:
Как происходит прокладка самого тоннеля. В тоннеле работает роторная машина, ее длина 120 метров, а основная часть — передняя головка, диаметром 9 метров. Машина “роет” тоннель, а весь отработанный грунт вывозится на поверхность.
Механизированный комплекс-щит должен находится на глубине равной или превышающей размер самого щита. Т.е., если диаметр щита 6 метров, то над ним должно быть как минимум 6 метров.
Головка комплекса «Herrenknecht»:
Вид с обратной стороны. Слева по окружности можно увидеть домкраты, которые упираются в последнее установленное кольцо и толкают щит вперед по мере разработки грунта:
А так выглядит хвост ручного комплекса:
Тоннель состоит из колец, каждое из которых состоит из семи элементов. Круглое кольцо — это самая оптимальная конструкция для строительства тоннеля, значительно превосходящая квадратную форму. Квадратные тоннели строятся там, где тоннель строится открытым способом сверху.
Метро строят круглосуточно, на этой линии работают 2 500 человек.
Элементы колец:
Легендарный Зил-130, который я видел раньше на картинках. Грузовик на железнодорожных колесах смотрится ярко! 🙂 Таких машины 3, они используются для перевозки бетона:
Сам бетон загружается с поверхности через специальные скважины:
Наверное один из самых тривиальных вопросов дилетанта метростроевцу: «А встречали ли вы во время прокладки тоннеля что-то необычное и интересное?»
Ничего необычного здесь нет, все, что встречается на пути — это проблемы и препятствия. Случались столкновения с железобетонными блоками, и тогда происходила поломка машины. А ведь метро строят и под жилыми домами.
50-ю юбилейную станцию «Выставочный центр» построили всего за один год, что является невероятным показателем, учитывая сложность данного участка. Чтобы успеть в срок было внедрено два нововведения – камера съезда поездов (участок пути, где поезда разворачивается в тоннеле) была спроектирована и построена перед (!), а не после станции.
Камера съезда:
Вентиляционные установки:
Заливка бетоном нижней части тоннеля, где затем происходит прокладка железнодорожного полотна:
Глубоко:
Наземное или подземное метро?
Метро должно быть подземным. Оно не мешает имеющимся коммуникациям и транспортным развязкам, не создает шума для близлежащих домов. Саму станцию нужно закладывать на удобной глубине для пассажиров — 12 метров.
Наверное, многие замечали, что до и после станции метро уходит вниз. Зачем это сделано? Для экономии электроэнергии! После станции состав уходит вниз и происходит разгон, а подъезжая к станции поднимается наверх и происходит естественное торможение. Предельно допустимый уклон составляет 4 см в высоту на 1 метр пути.