Как «отстреливают» фейерверки
Фейерверк — это лучшее и действительно незабываемое украшение любого праздника. Скоро Новый год, и многие любят запускать фейерверки у себя во дворах.
Фейерверки были изобретены в Китае до н.э. В Европе фейерверк впервые появился в Италии, а в России они появились только в XVII веке.
Кстати, многие путают понятия «салют» и «фейерверк». А между тем, салют — это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий. Поэтому салют — это традиция военных парадов.
Сегодня мы покажем, как тестируют, точнее, «отстреливают» фейерверки перед продажей.
Пишет Сергей Мухамедов
Ежегодное собрание членов российской пиротехнической ассоциации (РПА) проходило в Доме Ученых «НИИ прикладной химии» (НИИПХ). Этот институт производит всем известный пистолет «Оса» и светозвуковые гранаты.
На нескольких столах в фойе лежат образцы продукции и непонятные металлические чемоданчики с множеством разъемов для управления пиротехническими шоу. Замечаю огромные коробки батарей салютов на несколько сотен зарядов размером с телевизор.
— Это экзотика, такое редко покупают, — объясняет Татьяна Антипенко, директор по маркетингу компании «Русский фейерверк». Сегодня она мой гид по пиротехнике. С нетерпением ждем поездку на военный полигон НИИПХ. Там будет проходить показательный отстрел привезенной продукции для дилеров.
Все поле «заминировано» сотнями образцов. Мне разрешают пройти за ограждение: «Только провода не задень». Отстрел новой продукции будут вести три импортера. Ассортимент огромный — полтора часа непрерывной стрельбы!
Чтобы не терять время на поджог, на многих установлены электрозапалы:
Для защиты от дождя, батареи закрыты пленкой и картоном:
Так же будут продемонстрированы профессиональные фейерверочные изделия:
А вот и «ядерный чемоданчик» с красной кнопкой на командном пункте с толстыми бронированными стеклами:
На полигоне погасили фонари. Ведущий в микрофон объявляет:
— Изделие РС810 «Китеж-град», один и две десятых дюйма, сорок девять зарядов. Работаем!
— Бабах!..
Никто не свистит и не хлопает. Работников этого бизнеса сложно удивить, они сосредоточенно делают пометки в прайсах.
— Не, ну ты видел? На меня прям двухтысячным годом пахнуло, такое старье…
Изредка проносится гул одобрения.
— Мне казалось, что фейерверки теперь вообще вне закона.
— В том то и дело, что нет! — Татьяна по памяти называет дату и номер прошлогоднего постановления Правительства, — Там ничего не сказано о запрещении, только об ограничениях при подготовке и проведении в местах массового пребывания людей. Массовое пребывание — это от 50 человек.
Слушая объявляемые изделия, шучу, что покупка фейерверков похожа на выбор порнофильма: название не имеет никакого отношения к содержанию, а по описанию ни за что не поймешь, что увидишь. Татьяна смеется и рассказывает как они создаются.
— Работы у нас на круглый год хватает, это только кажется, что бизнес сезонный. Уже шестого января в Китае мы будем отстреливать предлагаемую продукцию на следующий год, выбирать эффекты и просить скомпоновать под нас.
— Скомпоновать?
— Ну, да. Бывает, поменяешь последовательность зарядов в батарее и сразу другое впечатление.
— То есть существуют национальные различия в предпочтениях?
— Конечно! Американцы, например, любят, чтобы было много свободного неба, а мы — концентрированно и ярко, чтоб радиус разлета был маленький, мы постоянно просим его уменьшить. Еще они обожают мортиры. Это когда сам в пусковую трубу опускаешь заряд на фитиле — фестивальный шар, а русские — батареи салютов.
— В марте китайцам отправляется заказ на упаковку, — продолжает Татьяна. — Макет делаем мы и отсылаем по электронной почте.
— Боже! Так это ваше творчество?!
— Да… К сожалению именно такой «народный» макет и имеет спрос: много коллажей и фотошопа. Слава богу от голых женщин уже ушли. Сейчас патриотическая тематика популярна: «Слава России!» или «Великий государь», например.
Военная тоже идет на спад: «Генералиссимус», «Дембель». Но есть и те, что постоянно актуальны: русская фольклерная («Три богатыря») или свадебная и праздничная.
Ежегодно мы вводим десять процентов новинок. Хотя покупатель, конечно, не помнит, что он залив глаза, купил в прошлом году и бабахнул на даче. Для него это каждый раз новый выбор
— Как же вы названия придумываете?
— Мозговым штурмом. Сидим ивспоминаем актуальные слова и выражения: «Давайте Сникрсом назовем!» — «Ага, не тормози, сникерсни… «Не тормози!» Супер, отличное название!»
— В этом году «Аватар» будет?
— Классная идея! В этом, естественно, не успеем, в следующем, конечно, сделаем.
— Ну тогда мне про процентик не забудьте.
— Названия под содержание подбираются?
— Насколько это возможно. Вот «Аватар», — улыбается, — с синими зарядами сделаем. Ну и следим, чтобы «Адмирал» был сильно круче «Дембеля».
— Но, ведь, вы же не патентуете названия, может оказаться так, что точно такое же появится у другого импортера?
— Маловероятно, мы все друг-друга знаем и следим. Ну разве, что какие-нибудь пересечения могут быть в свадебных или юбилейных, но так там оформление упаковки все равно разное будет.
— Так, а в остальные месяцы?
— Товар плывет или едет поездом, летом поступает на таможню. Потом сертификация и склады.
— Сертификация, кстати, на этом полигоне проходит. Вон с тех вышек пиротехнику роняют с высоты 12 метров, она не должна взорваться. Там же высотомер и измерение радиуса разлета элементов. Проверяется соответствие ГОСТу и техрегламенту и после этого присваивается класс опасности. С первого по третий — это для населения, все, что выше — профессиональные.
Продажа ракет напрямую зависит от количества снега, чтоб воткнуть было куда. Если сугробов нет, батареи салютов уходят лучше.
Средний акт покупки для москвичей — 3000 рублей. В регионах — полторы. Это на семью.
Сейчас все пиротехнические производства сосредоточены в одной провинции Хунань и сильно зарегулированы государством. Времена, когда фейерверки делали все кому ни лень прошли.
— Практически вся продающаяся в России продукция — легальная, контрафакт найти сложно даже в интернете. Раньше его на Черкизоне брали, а сейчас можно купить только в областях, близких к Казахстану и Украине. Рынок стал абсолютно цивилизованный, его делят две крупных компании по 40%, а оставшиеся 20 — все остальные.
— Значит покупать можно везде?
— В стационарных специализированных магазинах фейерверков, крупных торговых сетях — супер- и гипермаркетах, интернете.
— А у метро?
— В Германии вообще везде ими торговать можно, они даже в книжных продаются, но только три дня в году. У нас же законодательство очень строгое. На рынках нельзя — невозможно обеспечить условия хранения. С временными точками у метро та же история, но это уже дело милиции.