facebook
Домой / Россия / Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

|

ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре.

Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, для бомбардировщиков Ту-22М3 и для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

50 фото

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

Фотографии и текст Славы Степанова

1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас — для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня — силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

01


2. Механообрабатывающее производство. Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1.6 метра и весом до 2 тонн.

Механообрабатывающее производство

3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.

Механообрабатывающее производство

4. Обработка на токарно-карусельном станке.

Обработка токарно-карусельном станке

5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 — на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.

Механообрабатывающее производство

6. Металлургическое производство. Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1 600 мм и весом до 1 500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.

Металлургическое производство

7. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.

Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.

8. Контроль литья методом ЛЮМ-А.

Контроль литья методом ЛЮМ-А.

9. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.

Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.

10. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.

10

11. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.

Участок сборки моделей лопаток в модельный блок

12. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.

Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.

13. Нанесение керамики на модель лопаток.

Нанесение керамики на модель лопаток.

14. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.

Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.

15. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.

Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.

16. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.

Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.

17. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.

 «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.

18. Камеры сгорания.

Камеры сгорания.

19. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.

Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.

20. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги. Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.

Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги

21. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.

21

22. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.

Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.

23. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.

Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.

24. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.

Двигатель НК-25

25. Обвязка двигателя НК-25.

Обвязка двигателя НК-25.


26. Топливный коллектор форсажной камеры.

Топливный коллектор форсажной камеры.

27.

27

28. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ. Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.

Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ

29. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей. Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».

Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей

30. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам — 100%. Надежность двигателей — 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов — Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

31. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.

Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.

32. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.

Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.

33. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».

33

34. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. НК-33 востребован даже за рубежом. Такие двигатели устанавливают на американскую ракету Antares.

Двигатель НК-33

35.

35

36. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.

36

37. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.

Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.

38. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.

Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.

39. Пультовая испытательного стенда.

Пультовая испытательного стенда.

40. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.

Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.

41. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.

Ракетный двигатель РД-107А/108А

42. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1 800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

42

43. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.

43

44. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.

44

45.

45

46.

46

47. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.

47

48. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.

48

49. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику — на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.

49

50.

50

Также смотрите «Как делают самолеты Боинг» и «Убежище под институтом РАН».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :